суббота, 4 июня 2011 г.

Структура экономики стран Латинской Америки 80-90-е гг.


Лекция 16 Структура экономики стран Латинской Америки 80-90-е гг.

1.      Переход к рыночной экономике. Причины и основные слагаемые реформы.
2.      Структурная перестройка и модернизация кредитно-банковской системы.
3.      Новые подходы к иностранному капиталу
4.     Внешнеторговый сектор: основные проблемы и тенденции преобразований.

За 50-60-е гг. в Латинской Америке сформировался особый тип экономики.
Вариант между государственным капитализмом и государственно-монополистическим капитализмом.
20-80-е гг.
Сущность государственно-монополистического капитализма:
Взаимодействие государства с частно-националистическим капитализмом, который еще только зарождается при активной роли иностранного капитала.
Т.е. государство, национальный капитал, иностранный капитал.
При нем произошло огосударствление важнейших отраслей: транспорта, связи, энергетики.
Созданы государственные компании в нефтедобычи, нефтехимии, металлургии и осн. химии.
Иностранный капитал действовал в секторе «А».
В истории государственного монополизма были процессы:
Национализация
30-е гг. – нефтяная промышленность
1952 г. – олово-литиевая в Боливии
1973 г. – медная промышленность в Чили.
1974 г. – нефтяная и горная промышленность в Венесуэле.
1968-1975 гг. – нефтяная и газовая промышленность в Перу.
В отечественной историографии в последние годы характеризуется отрицательно, на деле это не так, т.к. государственный капитализм способствовал развитию частного капитала. В эти годы сложились крупные финансовые группы.
В 80-е гг. он тормозил развитие, что связано с коррупцией, бюрократией и наличием нерентабельных предприятий.
«-» государственного капитализма – политика высоких таможенных барьеров, т.е. протекционизм à не способствовало конкурентоспособности товаров. à Нет выхода на мировой рынок.
Главная черта – импортозамещающая экономика.
Основные страны: Чилим, Бразилия, Мексика.
Но импортозамещающую экономику не удалось создать.
Причины кризиса монополистического капитализма:
Внешние
Мировой кризис 1982-1983 гг. В его условиях традиционная модель экономики перестала функционировать:
1.     расстройство финансов
2.     инфляция
3.     сокращение производства
4.     прекращение иностранных инвестиций.
à падение платежеспособности латиноамериканских государств.
Долг начала 90-х гг. – 400 млрд. долл.
Кризис был катализатором
К началу 80-х гг. в рамках экономик стран накопились причины для отказа от государственно-монополистического капитализма.
Внутренние:
1.     Наличие административного контроля
2.     Торможение со стороны таможенного протекционизма
3.     Наличие нерентабельных предприятий, искусственно поддерживаемых государством, низкая производительность труда.
80-е гг. – появление новой модели на принципах неолиберализма.
Страны вынуждены ее принять, т.к. прекратился рост производства, в перспективе – экономический кризис.
Начало 80-х гг. – прирост 3% в год (в развитых странах) и менее 1,5% в развитых странах Латинской Америки.
ВВП – 10% от ВВП развитых стран.
ВВП всех стран Латинской Америки в 1988 г. – 808 млрд. долл. (в 1,5 раза меньше, чем в Италии – где 51 млн. человек).
Проблема бедности. Из 414 млн. 70 млн. – бедные, 50 млн. - крайне бедные (но их уровень жизни в целом выше, чем у нас).
à переход к новым отношениям.
Основные преобразования
1.     Сняты все таможенные барьеры à дешевые и качественные товары из других стран.
2.     Активная приватизация государственного сектора в форме распродажи, продажи акций, ликвидации нерентабельных. Т.е. государство прекратило поддерживать нерентабельное производство.
3.     Пересмотр законодательства, которое регулирует инвестиционную деятельность иностранных государств
·         Смягчены нормы о деятельности
·         Разрешение свободного проникновения иностранного капитала на территорию страны
·         Снятие всех ограничений. Создание совместных банков.
4.     Изменение в налоговой системе – сокращение количества налогов.
5.     Денежные реформы – привязка к мировым валютам (к доллару США)
Первая приступила Чили. Начала приватизацию (авиа, горные компании и т.д.)
1.     Стали активно использовать иностранный капитал.
2.     От импортозамещающей экономики перешли к новой модели - экспортоориентированной промышленности, т.е. попытка технической модернизации. Повышение производительности труд, переход к проектам экономии энергии, что товары были конкурентоспособны, но основная статья экспорта – кофе.
Тенденции экономического развития
·         Сокращение доли традиционных отраслей
·         Возрастание веса новых отраслей: тяжелая промышленность и машиностроение (Бразилия – спутник, Бразилия и Аргентина – есть АЗС).
Изменения произошли, но государственный монополизм сам подготовил почву и слишком отрицательно сказался. Реформирование идет сложно и пока результатов нет.
Сейчас – тенденция к совмещению государственного регулирования и неолиберальных тенденций.

Черты банковской системы Латинской Америки
1.     Развитость.
2.     Широкий набор финансовых услуг, которые есть в Европе.
Но она была под контролем государства: ограничено участие иностранного капитала (не могли организовать банки и кредитные учреждения)
В Бразилии – не могли быть акционерами частных банков.
Мексика – в банковской сфере – участие только местных. Нельзя открывать филиалы иностранных банков.
Исключение Чили: 1978 г. – приватизация государственных банков, могли участвовать иностранцы (активно Англия, но особенно – США)
Начало 80-х гг. – активная роль в банковской сфере
Мексика – у государства 50% активов
Аргентина – 40%
Перу – более 65%.
Российские банки значительную роль сыграли в развитии обрабатывающей промышленности отсталых районов.
Но частные банки были. Государство их контролировало в них размещали государственные облигации, заставляли кредитовать (льготно) какие-либо отрасли, выгодные государству.
Реформы:
·         Открытость, сокращение государственного контроля
·         Государство стало опекать частные банки, т.к. упор делался на национальное накопление, что деньги не уходили за рубеж.
·         Разрешение иностранцам создавать банки.
·         Продажа акций государства в крупных банках. Население неохотно несло сбережения в банки, т.к. высокая инфляция.
·         Разрешено участие иностранцев.
1991 г. – при президенте Колоре иностранцы допущены на финансовый рынок и разрешено участие в местных биржах и приобретать контрольные пакеты.
В Мексике – открытость была частичной, т.к. соглашение «НАВТ» с США и Канадой 1992 г. à приоритет инвесторам из этих стран, из других стран – ограничено, им лимит 15% всех банковских активов, операции…
В настоящее время банковская система Латинской Америки не способна инвестировать крупные проекты, они поддерживают мелкий, средний бизнес, сельское хозяйство. Сохранено государственное кредитование и развиваются совместные банки.

Привлечение иностранного капитала.
С одной стороны, привлекать иностранный капитал необходимо, т.к. своих средств не хватает.
С другой, на каких условиях привлекать иностранные инвестиции.
Наиболее привлекательны для иностранного капитала. Бразилия, Мексика.
Т.к., стабильная власть, благоприятное законодательство (правовой режим иностранных инвесторов как и для местных)
Гондурас, Уругвай, Панама – нет ограничений для иностранного капитала, кроме регистрации в государственном учреждении.
Для иностранных инвесторов:
Отменены налоги и ограничения на перевод прибыли.
Как поощрение – сокращение налогов.
Приоритет иностранного инвестирования и поощрения в определенной отрасли – Чили, Венесуэла, Бразилия.
Инвестиции: из США, Евросоюза и Юго-Восточной Азии.
Правительство допускают инвесторов в те отрасли, которые раньше были закрыты полностью: Венесуэла и Аргентина – нефть, Чили и Эквадор – банковско-кредитная сфера, Колумбия – банки.
Долг. Ежегодные выплаты превышают весь объем иностранных инвестиций.
Оценка. Раньше – иностранные инвестиции – ограбление Латинской Америки.
Сейчас – это основной источник финансирования.

Одна из проблем – наиболее широкое вовлечение в систему мирового товарообмена.
Это связано с тем, что к началу 70-х доля региона в мировой торговле резко сократился и составил только 3,5% от всего объема мировой торговли, а в 50-е – 11,5%.
Причины отставания
1.     Валютно-финансовый кризис
2.     Сокращение инвестиций
3.     Преобразования в экономике
Начало 80-х гг. – поняли, что структура экспорта, который они могли предложить не востребована → перестройка внешнеторговых связей.
Основной партнер ЕС
Но это партнерство не равное, т.к. импорт 23%, а Латинская Америка экспортирует 2% (от всего импорта ЕС).
Состав экспорта неоднозначен.
1.     Сельскохозяйственная продукция
2.     Сырье (руда и нефть)
Если был прирост за счет экспорта, то все деньги идут на погашение долга.
Соль государства – контроль экспортно-импортной деятельности, хотя меньше, чем раньше.
Страны отказываются от значительного регулирования торговли.
Первая – 1976 г. – Мексика подписала международное тарифное соглашение и признала принципы свободной торговли.
Сейчас изменены отношения во внешней торговле.
·         Раньше: Юг-Север
·         Сейчас: Юг-Юг.
Возросла роль Японии (особенно в странах на тихоокеанском побережье).
Далее упор на Китай.
Сейчас пытаются изменить структуру экспорта (снижение сырьевой базы и рост товарности).
1980 г. – готовые изделия экспортируются на сумму 21 млрд. долл.
1970 г. – готовых изделий экспортировано на 3 млрд. долл.
Ок. 2000 г. – приблизительно 40 млрд. долл.
Бразилия является ведущим экспортером оборудования (в странах третьего мира, а самолеты в США, Европу).
Аргентина – экспортер ядерных технологий (в Алжир, Иран, Перу).
Лекция 17 Латиноамериканская интеграция

1.      Создание и деятельность первых интеграционных объединений
2.      Новые тенденции в латиноамериканской интеграции 80-90-х гг.
3.      Основные этапы латиноамериканской интеграции

Именно страны Латинской Америки первыми оформили организационно свои интеграционные объединения.
1942 г. – Международный совет обороны – чисто военная. Начальники Генеральных штабов Латинской Америки – США, координация деятельности, особенно по борьбе с внешним врагом.
Сентябрь 1947 г. – 20 государств, США в Рио-де-Жанейро
·         Взаимопомощь
·         Совместная борьба
Деятельность осуществляется через консультации, был создан Совет.
1948 г. – ОАГ – политический характер.
Цель – поддержание мира и безопасности в регионе, совместная деятельность против агрессии извне, способствование развитию стран между собой.
Высший орган – Метамер. конференция. 1 раз в 5 лет. Постоянный орган – Совет, главы государств (Вашингтон).
Эта конференция сыграла особую роль
1.     Отношение к Кубинской революции (осудила)
2.     Одобрение событий в Никарагуа

Экономическая интеграция.
1948 г. – экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки (ЭКЛА) по инициативе крупнейших экономистов Латинской Америки.
Р.Пребиш – автор «доктрины ЭКЛА». Создал теорию десаролизма, т.е. развития.
1.     Страны Латинской Америки – это сырьевой придаток наиболее развитых стран. Преодолеть это отставание можно через модернизацию экономики и социальной структуры.
2.     Упор в модернизации
·         Индустриализация
·         Аграрная реформа
·         Изменение структуры и географии внешнеэкономических связей.
ЭКЛА должна помочь выйти на путь модернизации (инвестиции, благоприятный таможенный климат), т.е. помощь за счет более развитых стран.
Практическое воплощение доктрина получила в программе «Союз ради прогресса», 1961 г., автор – Дж. Кеннеди.
Страны Латинской Америки должны развиваться по демократическому пути, а США поможет в создании нормальных экономических условий для денежных институтов.
→ страны Латинской Америки должны ускорить развитие ежегодный прирост + 2%, проведение ряда реформ, чтобы создать базу для демократии.
Для этого США выделили около 8 млрд. долл. в 1961-1967 гг.
1959 год – Межамериканский банк развития. Представители Латинской Америки, США, Европы.
Цель – поддержка экономического развития Латинской Америки (кредитование…).
Основная проблема в 50-60-е гг в экономической интеграции – взаимоотношения США и Латинской Америки.
·         США – экономическая интеграция должна охватить весь Американский регион.
·         Латинская Америка – должна охватить только Латинскую Америку, в ней места для США нет.
1960 г. – договор о создании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ): Бразилия, Аргентина, Уругвай, Чили, Парагвай, Перу, т.е. только Латинская Америка. Затем Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Боливия. Всего 11 государств.
Не вошли – страны Центральной Америки и Карибского бассейна.
Цель – создать зону свободной торговли путем постепенной отмены всех таможенных пошлин, чтобы преодолеть узость национальных рынков.
Основная проблема ЛАСТ – вошедшие были неравнозначны → выделили группы.
1.     Экономические развитые – Аргентина, Бразилия, Мексика.
2.     Недостаточно развитые – Венесуэла, Чили.
3.     Сравнительно менее развитые – Перу, Парагвай.
1960 г. – Центральноамериканский общественный рынок (ЦАОР). Гватемала, Гондурас, Коста-Рика (с 1926 г.)
Цель – общий рынок, т.е. тоже самое, что и ЛАСТ.
1961 г. – Центральноамериканский банк экономической интеграции.
Но латиноамериканская интеграция столкнулась с проблемами
1.     Сходная структура внешней торговли
2.     Сходный уровень материальной базы
3.     Неразвитость внутрирегиональных связей
4.     Различия социально-экономического уровня.
В итоге латиноамериканская интеграция не дала преимущества местному капиталу, льготами мог воспользоваться иностранный капитал.
Вторая половина 60-х – 70-е гг. – дробление экономических интеграционных объединений по географическому принципу.
1966 г. – Андская группа, существует до сих пор. Боливия, Колумбия, Венесуэла, Перу, Эквадор, Чили (до 1976 г.)
Цель – установление льготных тарифов, объединение для реализации крупных проектов, решение проблем: Боливия – т.к., Чили и Перу пообещали ей выход к морю.
Существует Совет – на 3 предприятия.
В настоящее время – основной упор основан на создании крупных производительных проектов.
1969 г. – Организация стран бассейна Ла-Платы: Аргентина, Уругвай, Бразилия, Парагвай, Боливия.
Цель – использование и создание проектов по использованию природных ресурсов (металл, уголь, нефть…).
Но возникли противоречия между Аргентиной и Бразилией за ведущую роль и в организации, и в проектах.

Политическая интеграция в 60-е гг.
1964 г. – Латиноамериканский парламент. Цель – консультирование между депутатами разных государств.
Перспектива – создание единого латиноамериканского сообщества.

Военная интеграция.
1951 г. – объединение Центральноамериканских государств. Государства Центральной Америки и США.
Цель – борьба против партизан, революционеров и совместная оборона.
С 1960 г. – ежегодно проводятся совещания главкомов сухопутных сил, которые входят в ОАГ.

Этапы интеграции.
1.     Конец 40-х – 50-е гг. – теоретическая разработка. Были сформированы основные идеи интеграции.
2.     60-е гг. – организационное оформление (создание ЛАСТ…)
3.     Конец 60-70-е гг. – дробление объединения, появление новых по разным признакам. Определение кризиса.
4.     Вторая половина 80-х гг. – преодоление кризиса и появление новых организаций.

Интеграция в предыдущие годы была основана на системе национал-реформизма, т.е. особая роль государства → общеэкономический кризис 1982 года коснулся и процессов интеграции.
К концу 70-х гг. в Андской гр. нет промышленных разработок.
В организации Центральноамериканского рынка проблемы.
Экспорт сократился с 17 до 10 млрд. долл.
В восстановлении интеграции сыграли роль политики. Инициатива была положена главами Центральноамериканских государств, которые объединились для урегулирования конфликта в Никарагуа, затем эта группа расширилась – группа РНО.
·         Выдвинула идею образования общего рынка Латинской Америки.
Положительный сдвиг начался в странах Южного Конуса, которые наиболее активно сотрудничали с
1986 года – Аргентина, Бразилия, Уругвай, подписали соглашение о намерении создать общий рынок в экономическом регионе.
В одно время в разных регионах решение об общем рынке.
Север – инициатива от США
Июнь 1990 г. – Буш старший выдвинул идею создания зоны свободной торговли и инвестиции между США, Канадой, Латинской Америкой.
С 1994 года существует североамериканская зона свободной торговли НАФТА.
Основная выгода от этой организации у США, Канады и Мексики.
«+»
1.     прирост на 6%
2.     повышение зарплаты на 16%
3.     повышение инвестиций от США на 16%
4.     стала выгодно Юго-Восточной Азии (как посредник для попадания их на рынок США, Канады).
Юг.
1956 год – соглашение Аргентины, Бразилии о экономической интеграции.
1988 год. – присоединение Уругвая и Парагвая.
1988 год – 4-х сторонний договор о создании общего рынка стран Южного Конуса – Меркосур.
К 01.01.1995 года – между ними свободное движение рабочей силы и капиталов, введен внешний тариф, координация политики в области сельского хозяйства, транспорта…
В течение 1995 года Уругвай и Парагвай сохраняли пошлины на импорт из аргентины и Бразилии, т.к. наименее развиты.
1999 г. – вошла Боливия.
Отличие этого этапа.
1.     Раньше – ориентация на внутренний латиноамериканский рынок. 80-90-е гг. – создание конкурентоспособных товаров и выход на мировой рынок, изменение интеграции, т.к. изменилась экономика (открытость).
2.     Роль США. Раньше – США не брали. 80-90-е гг. – сотрудничество и вовлечение в интеграцию, торговля.
3.     Политическая интеграция. 50-60-е гг. – ОАГ диктовал; 90-е гг. – гр. РНО превратилась в постоянный механизм консультации и взаимодействия.
4.     Основная цель – интегрирование в мировой рынок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий